Женская стать Севера

Полный текст публикации

За неполных четыре года Клепиковские-Шестаковы превратили «Голубино» в одно из самых динамично развивающихся социально-ориентированных предприятий Пинежского района. За этим штампом скрывается жизнь и энергия людей, которые без выходных и праздников работают, чтобы показать туристам красоты Русского Севера и, одновременно, заразить своих земляков верой в то, что у Пинежья есть будущее и не одними мегаполисами живёт Родина.

3.45/5 (22)
Заставка для - Женская стать Севера

— Маша, здравствуйте! Нам очень нравится Ваш профиль и то, как Вы пишете о Русском Севере. Хотели бы делать перепосты на нашей странице. Страничку от «Голубино» веду я, Анна.
— Аня, приятно познакомиться! Можно на «ты»?
— Конечно, можно!

А дальше как наваждение. Вот уже второй год я, как зачарованная, бросаю московские дела и мчу в Лесной отель «Голубино» в 188 км от Архангельска. Люди вокруг меня часто говорят о том, что на их работе «год – за два», подразумевая тем самым сложность и рабочий нервяк. Дорогое мироздание, пусть в моей жизни всегда будет «нервяк», подобный голубинскому: «Как это, мы только год знакомы? Всего год?»

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Туристический комплекс «Голубино» был себе и был, довольно давно был, пока не стал банкротиться. За спасение гостиницы взялись две отважные семьи Клепиковские-Шестаковы.

Олег Клепиковский, родом из посёлка Пинега, что в этих же краях, он сейчас владелец бизнеса в Москве. Анна Клепиковская – жена Олега, директор по развитию «Голубино». Елена Шестакова – младшая сестра Олега, генеральный директор, человек, на котором держится вся ежедневная жизнь гостиницы. Иван Шестаков – муж Елены, незаменимый помощник и опора во всех делах.

Спасать было что. Ведь «Голубино» расположено на Пинежье, которое уникально. Заповедный уголок Русского Севера, до сих пор сохранивший колорит давних времён. Направо пойдёшь, в посёлок Пинега попадешь – старше Москвы на 10 лет, между прочим, а во времена Екатерины II был процветающим уездным городом. Прогуливаясь по его историческому Володинскому кварталу, вы как будто перенесётесь во времена купечества, ярмарок и промыслов. Налево пойдёшь – в карстовые пещеры попадёшь. Их кристальная красота завораживает зимой, а пещерный воздух омолаживает в любое время года. А Пинежская тайга с её удивительными эндемиками? А близлежащие деревни, вошедшие в список самых красивых поселений России? А свободный поморский дух, ведь в этих землях никогда не было крепостного права…

Никакого бизнес-плана по приобретению туристического комплекса не делали, возврат инвестиций не просчитывали. Выкупать надо было быстро, при этом на тот момент здания были заложены в разных банках. Всем процедурам и деталям обучались на ходу. За день до того, как должны были выйти на сделку, клиринговая палата, где были заложены здания, лишилась лицензии. Покупка застопорилась на полгода: пришлось ждать, пока нового конкурсного управляющего назначат, пока объявят новый конкурс, пока торги начнутся. На безумный круговорот приобретения ушло полтора года.

Часть вложений – свои собственные средства, часть – кредиты. Собирались с семьёй дом в Подмосковье строить, а получилось подальше. А как же гранты, спросите или предложите вы. Гранты. Чтобы получить гранты в нашей стране, надо больше ничем не заниматься, только сидеть и писать проекты. А жизнь ждать не будет.

Слабоумие и отвагу инвесторов подтверждает статистика: согласно «РИА Рейтингу» 2017 Архангельская область находится на 74 месте по качеству жизни среди 85 российских регионов и занимает последнее место среди всех субъектов Северо-Западного федерального округа. То есть ожидать бурного притока туристов или отдыхающих местных жителей не приходится.

За неполных четыре года Клепиковские-Шестаковы превратили «Голубино» в одно из самых динамично развивающихся социально-ориентированных предприятий Пинежского района. За этим штампом скрывается жизнь и энергия людей, которые без выходных и праздников работают, чтобы показать туристам красоты Русского Севера и, одновременно, заразить своих земляков верой в то, что у Пинежья есть будущее и не одними мегаполисами живёт Родина. Туристический комплекс в сельской местности — это не про бизнес. Это целый спектр вопросов и событий, которые влияют на качество жизни в районе. Приоритет при наборе сотрудников отдан местным. Лесной отель сегодня – это один из крупных работодателей на Пинежье, не являющийся бюджетной организацией.

ЛЬЁТСЯ РЕЧКА ПИНЕГА

Анна Клепиковская родилась и выросла в Москве, часть детства провела в посёлке Островной Мурманской области. Затем семья вернулась в столицу, Аня поступила на юридический факультет МГУ. Во время учёбы устроилась работать в Scania менеджером. Через 14 лет ушла из компании с должности руководителя юридического департамента.
Аня попала в поселок Пинегу 11 лет назад и пропала. Влюбилась в его неторопливый ритм, во всё ещё витающий в воздухе дух купечества, в деревянные мосточки, пронизывающие все улицы. Пинега ответила взаимностью. С тех пор Анино сердце и неуёмная энергия отданы этому небольшому городку (официально-то посёлок, но, оказавшись там, вы всё же назовёте Пинегу именно городом). И если вначале Аня приезжала в «Голубино» отдохнуть в палатке, то сейчас она приезжает как хозяйка, останавливаясь в отстроенном корпусе гостиницы, на который сама отбирала строительные материалы, проводя бессчётное количество часов на рынках.

Легко ли было отказаться от высокой зарплаты, от бонусов и социальных пакетов? Да в общем-то, несложно, если всё равно ничего не можешь поделать с собственным характером, который требует движения, общения и реализации самых разных идей, а тылы надёжно прикрыты поддержкой семьи. При таких условиях можно заняться отделкой корпусов, ребрендингом и разработкой нового сайта, выступлениями на отраслевых конференциях, участием в многочисленных конкурсах и социальных проектах.

Если вы не успели застать Аню в Москве, ищите в «Голубино». Она пытается превратить Пинежье в центр культуры и образования, как минимум, Архангельской области. И уже мчится пробовать то, что раньше никогда не делала, потому что это пойдет на пользу не только отелю, но и всем окружающим.

КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ

Со времён моего знакомства с Аней Клепиковской всё происходит так стремительно, что я совершенно не помню, как, где и когда мы встретились. По-моему, мы уже полжизни постоянно летим до Архангельска, а потом 3,5 часа едем по трассе Архангельск-Пинега-Мезень, а потом с горящими глазами носимся по «Голубино» и окрестностям, делая всё подряд. Я называю эту свою ипостась «разнорабочий».

Вот, казалось бы, только вчера мы с Аней сидели в Москве, и она взахлёб рассказывала о готовящемся открытии конференц-зала в «Голубино». Оснащённый на столичном уровне, вмещающий 120 человек. Это была давняя мечта: создать центр силы, формирующий будущее.
А вот мы уже мчимся на место, чтобы успеть на Форум молодых политиков, встретиться и пообщаться с губернатором. И может быть, в посёлок наконец-то проложат долгожданное оптоволокно и будет нормальный интернет.

А на завтра Аня уже договорилась о проведении в «Голубино» киномарафона международного кинофестиваля, который продвигает современные отечественные фильмы.
________________________________________
— А что это вы тут снимаете? – жители Пинеги уже привыкли к жужжанию дрона, раздающемуся где-то в небе, но почему бы лишний раз не полюбопытствовать.
— Фильм про Пинегу сделаем. – говорим мы с Аней.
— А, Клепиковские!
(Так стандартно проходят наши съёмки посёлка с воздуха.)

Эти и другие отснятые кадры впоследствии войдут в ролик, посвящённый 880-летию красавицы Пинеги, набравший в социальных сетях более 17 000 просмотров. Ерунда в масштабах Галактики, но, на минуточку, население Пинеги 3 500 человек. Да и не в просмотрах ценность. Люди благодарили: «Как на Родине побывала. Скучаю очень».

Мечтали ли вы когда-нибудь, что сделанная вами фотография будет висеть на выставке в Дарвиновском музее в Москве? Я – нет. С недавних пор за меня мечтает Аня, поэтому вместе с ней мы представляли Пинегу на выставке «Путешествуя – помогай», организованной Международным центром ответственного туризма. Заодно Аня рассказывала об Архангельской области и проводила мастер-класс для детей. А я слонялась неподалёку, любуясь фотографиями других участников, и, что уж тут скрывать, своей. Не потому, что она такая прекрасная, а вспоминая историю её возникновения. Как-то будучи в Пинеге и собирая материал для репортажа, я два дня провела в цехах Пинежского потребительского общества – пекарни со столетней историей, в которой до сих пор даже старинная печь на дровах работает. Именно продукция потребительского общества и была запечатлена на моей работе, а за мной с тех пор так и закрепилось прозвище «девушка с персиками».

Это особая прелесть путешествия – увидеть не красивый фасад для отдыхающих, а жизнь, какой она есть. Благодаря Аниной идее теперь из «Голубино» организуются экскурсии на эту самую пекарню, потому что скрывать такое от гостей – преступление.
Когда давно живёшь в одном и том же месте, занимаясь привычными делами, перестаёшь замечать красоту того, что тебя окружает. В Пинеге есть старинное здание 1910 года постройки, здесь его называют Белое. И вдруг, в ходе опроса выяснилось, что пинежане мечтают о его восстановлении. Я сама обрабатывала анкеты – люди готовы помогать в строительных работах, да и вообще готовы своими силами делать жизнь в посёлке лучше.
________________________________________
— Мы сегодня проводим круглый стол по вопросам гостеприимства, и неожиданно заявилось очень много школьников, — волнуется Аня, ведь неизвестно, как пройдёт, и это ответственность – заложить свои мысли в детские головы.

Проходит на ура. Когда Аня выступает на конференциях, рассказывая о «Голубино» и Пинежье, аудитория слушает, забывая про экраны телефонов. Даже самые скучающие вовлекаются, потому что невозможно противостоять искренности и энергетике посыла.

Я ЗДЕСЬ НАВСЕГДА

Что же нужно, чтобы развивать туризм в малых городах и сельских территориях? Аня знает ответ: «Необходима любовь. К этому месту, к жизни, к людям. Умение и желание видеть хорошее. Когда ты делаешь то, что любишь, и любишь то, что делаешь, силы появляются из ниоткуда в огромном количестве. Но порой кажется, что мы живём в каком-то выдуманном мире, и верим во всё это только мы. Вместо поддержки и сотрудничества – поиск ошибок в наших действиях. Вместо радости за удачные мероприятия – равнодушие. Вместо совместных идей и планов – подозрительность».

«Когда ты делаешь то, что любишь, и любишь то, что делаешь, силы появляются из ниоткуда в огромном количестве.»

Хочется не просто сохранить традиции дорогого сердцу Севера, а поделиться с окружающими и донести дух и атмосферу этого свободолюбивого и знающего себе цену края. И сделать это, не копируя старину, а возрождая органичным вплетением в современную жизнь.

В этом году я была на Празднике Оленя в «Голубино». Ежегодное мероприятие, которое организовывается сотрудниками Лесного отеля, посвящённое традициям и культуре оленеводов-кочевников. Наши сограждане не хотят ездить по России? Боятся дорог и сервиса? Признаюсь, тоже верила в этот штамп. До нынешнего марта. На пять часов Праздника за почти 200 км от Архангельска съехалось около 2 500 человек. Благодаря работе небольшой, но трудолюбивой команды.

Сейчас растет интерес к Арктике и Русскому Северу, что не может не радовать. К сожалению, инвестировать в этот интерес пока больше готовы иностранные государства, такие как Норвегия, например. Но хочется верить, что и собственными силами возможно сделать жизнь в местах, таких как Пинега, интереснее, можно развивать то, что имеем, можно вдохнуть непоколебимую веру в будущее своего родного посёлка или деревни. И кто это будет делать? Мы сами.

Когда собственная увлечённость передаётся окружающим, они тоже включаются в работу даже – в это сложно поверить – безвозмездно. Появляются единомышленники, которые хотят переехать и работать с вами, которые предлагают свои идеи, внося и свою лепту. Влюблённость в место и влюблённость в людей, влюблённость в идею. Я уверена, что много нас таких, кому никакие белоснежные пляжи мира не заменят распутицу российских дорог, а аккуратные европейские домики не западут в душу так, как покосившиеся избы Родины.

Автор истории: Вилюкова Мария